Сестринский процесс при гипертонической болезни

Причины вторичной (симптоматической ) гипертензии

  1. Сердечно – сосудистые заболевания (атеросклероз, пороки сердца)
  2. Эндокринные заболевания (феохромоцитома, тиреотоксикоз, болезнь Иценко – Кушинга)
  3. Почечные заболевания (острый и хронический гломерулонефриты, хронический пиелонефрит, МКБ)
  1. Хроническое перенапряжение ЦНС
  2. Нервно – психические травмы
  3. Наследственная предрасположенность
  1. Нарушение функций эндокриннных желез (гипоталамуса, гипофиза)
  2. Курение
  3. Употребление в пищу большого количества соли
  4. Особенности профессии, требующие большой ответственности
  5. Недостаточный сон
  6. Злоупотребление алкоголем
  7. Гиподинамия
  8. Возраст – мужчины старше 55 лет, женщины старше 65 лет
  9. Ожирение
  10. Сахарный диабет

1 стадия – начальная                                                   2 стадия – 2А – лабильная

2Б – стабильная

https://www.youtube.com/watch?v=ytabout

3 стадия – склеротическая

Цель сестринского процесса при гипертонической болезни

Алгоритм действий медсестры при гипертонии – это специально организованный метод индивидуального ухода за каждым пациентом.

Сестринская помощь во время работы с пациентом:

  • создание условий для лечения;
  • осуществление всех гигиенических процедур;
  • работа по профилактике заболевания;
  • помощь в реализации некоторых пожеланий пациента;
  • проведение обучения пациента и его родственников (приобретение ними необходимых навыков, направленных на поддержку здоровья пациента);
  • расширение научных знаний и исследовательской деятельности с последующим применением на практике.

Сестринский процесс при гипертонической болезни

Этапы сестринского процесса при гипертонической болезни:

  • уход за пациентом;
  • диагностика;
  • определение цели медицинского вмешательства;
  • подготовка плана ухода и его реализация;
  • анализ результатов.

Этапы сестринского ухода при гипертонической болезни включают определенные действия, направленные на поддержку и улучшение состояния пациента.

1 этап

Цель 1-го этапа – проведение сестринского опроса, включающего сбор субъективной информации, объективный анализ результатов и психосоциального состояния пациента.

1 этап процесса заключается в следующем:

  • установление доверия пациенту;
  • получение ответа на вопрос: «Что ожидает человек от лечения?»;
  • анализ всей необходимой информации для создания правильного плана ухода за больным.

2 этап

Цель 2-го этапа сестринского процесса – выявление все существующих потенциальных проблем пациента, больного гипертонией. Сестринские вмешательства также включают в себя диагностику всех жалоб. Проблемы пациента могут быть физиологическими и психологическими, поэтому необходима диагностика каждой жалобы.

Таблица физиологических проблем и их диагноз

Проблема Диагноз
Расстройства сна Повреждения нервной системы из-за гипертонии
Сердцебиение Повышенное влияние на сердце симпатоадренальной системы
Боль в области сердца Повреждение коронарной системы
Повышенная усталость Вследствие гипертонии
Снижение производительности
Носовое кровотечение
Одышка Астма, отек легких
Ухудшение зрения Поражение сетчатки глаза
Ухудшение слуха В результате гипертонии

Каковы следующие особенности сестринского процесса при гипертонической болезни? Важную роль играют психологические проблемы и их диагностика.

Проблема Диагноз
Тревога Отсутствие знаний о болезни, ее причинах, симптомах, характеристиках лечения и т. д.
Отсутствие знаний и навыков в самопомощи и уходе

3 этап

Тактика, определяющая деятельность медсестры в работе школы артериальной гипертонии, помогает разработать индивидуальный план лечения. Задачи – краткосрочные, рассчитанные на неделю или немного больше, и долгосрочные, применяющиеся на протяжении всего терапевтического курса.

Для более точного определения целей и роли медсестры в лечении гипертонии важно, чтобы задачи отвечали следующим критериям:

  • реальность достижения;
  • срочность осуществления;
  • участие пациентов в обсуждении.

Перед установлением конкретной цели вмешательства, медсестра должна определить:

  • какие действия пациент способен делать самостоятельно;
  • может ли пациент освоить особенности самообслуживания.

4 этап

Цель этого этапа сестринского процесса – разработка плана и стандарта сестринского вмешательства, их реализация.

План содержит следующие пункты:

  • первичная дата;
  • проблема пациента;
  • целевой результат;
  • описание медицинской помощи;
  • ответ пациента на сестринское вмешательство;
  • целевая дата.

Этот план может содержать несколько потенциальных решений проблемы. Это обеспечивает высокий процент достижения эффективности лечения.

При осуществлении плана медсестра должна соблюдать следующие правила:

  • разработанный план должен осуществляться систематически;
  • в процессе осуществления необходимо привлекать пациента и его родственников;
  • при любых изменениях в состоянии пациента или появлении/устранении жалоб (симптомов), следует провести изменения плана;
  • все запланированные процедуры должны выполняться точно в соответствии с алгоритмом сестринского процесса при гипертонической болезни.

5 этап

Компетентный анализ и оценка результатов сестринского вмешательства – это важный этап в развитии дальнейшего образа жизни пациента, в профилактике гипертонической болезни.

Во время оценки следует получить ответы на следующие вопросы:

  • был ли во время лечения достигнут определенный прогресс;
  • достигается ли ожидаемый результат;
  • насколько эффективное вмешательство медсестры для каждого пациента;
  • требуется ли пересмотр плана.

Для получения более точных результатов окончательная оценка проводится той же медсестрой, которая проводила первичное обследование пациента. Оценка эффективности терапии будет неполной, если во время сестринского ухода не соблюдаются следующие правила:

  • не регистрировались все медицинские вмешательства (значимые и незначительные);
  • не все действия были немедленно задокументированны;
  • не было зарегистрировано никаких изменений в состоянии пациента;
  • не были созданы условия для лечения;
  • графы в плане остались пустыми.

Задача медсестры – провести безошибочный сбор биологического материала. Важно знать принципы сбора мочи и крови. Другая часть диагностики – визуальные методы обследования. К ним относятся рентгенография грудной клетки, ультразвуковое исследование сердца, электрография, глазные исследования. Медсестра готовит пациента к обследованиям.

Цели ухода за больным:

  • предоставление пациенту достаточной информации о проводимых исследованиях;
  • мотивация к сотрудничеству в лечении, соблюдению назначенных терапевтических шагов;
  • обеспечение информации о важности самоконтроля в домашней обстановке.

Обучение пациента

Образование пациентов с диагностированным заболеванием – это неотъемлемая часть любого собеседования больного с врачом или медсестрой после постановки диагноза. Проведение образования – это сложный процесс, включенный в виды сестринских вмешательств. Он требует следования поставленным целям, для обеспечения надлежащей информированности пациента.

Процесс образования представляет собой систематический, постепенный, логичный, основанный на науке, планируемый процесс деятельности, где медсестра – это учитель, а больной – ученик. Они участвуют в учебных мероприятиях, приводящих к желаемым изменениям.

При общении между медсестрой и пациентом, медицинский работник должен знать о своем влиянии на больного человека. Поэтому необходимо подумать о том, что следует ему рассказывать. Процесс коммуникации состоит из пяти компонентов, каждых из которых должен быть включен в общение, иначе коммуникационный процесс не будет выполнен.

  • 1 компонент – медсестра, сообщающая пациенту его диагноз. Стиль, в котором сообщение будет передано, может зависеть от нескольких факторов. Например, от коммуникационных способностей или потребности.
  • 2 компонент – больной, получающий сообщение. На получение сообщения влияет культура, опыт, цели человека.
  • 3 компонент – сообщение, которое зависит от человека, его собственных пониманий происходящего.
  • 4 компонент – обратная связь, в которой медсестра получает ответы от пациента, чтобы определить, понял ли он сообщение. Этот компонент очень важен.
  • 5 компонент – конкретная ситуация и окружающая среда. В этом разделе важно подумать о коммуникационных барьерах, которые могут повлиять на результат всего процесса коммуникации.

Процесс образования несколько похож на процесс сестринского ухода, но с той разницей, что ухода сосредоточен на диагностике физических и диагностических потребностей. Основная задача процесса образования – определение приоритетных потребностей в обучении пациентов, стилей обучения, готовности больного учиться.

  • 1 этап – первоначальный диагноз, когда медсестра выясняет, кого и почему она должна обучать. После первого этапа медсестра планирует, какой стиль и инструменты будет использовать.
  • 2 этап – определение цели текущего процесса, планирование постепенных шагов, которые будут предприняты для обучения пациента.
  • 3 этап – реализация, где сам процесс образования осуществляется с использованием выбранных методов и инструментов.
  • 4 этап – последняя часть образовательного процесса, заключается в оценке результатов, достигнутых целей.

Проблемы пациента

  1. психическое перенапряжение
  2. физическое перенапряжение
  3. чрезмерное употребление алкоголя
  4. курение
  5. внезапная отмена гипотензивных средств
  6. недостаточный сон
  7. гипогликемия
  8. применение контрацептивов
  9. преклимактерический период
  1. резчайшая головная боль
  2. преходящие нарушения зрения, слуха, речи
  3. интенсивные боли в области сердца
  4. спутанность сознания
  5. тошнота, рвота
  6. дрожь в теле, потливость
  7. могут развиться парезы и параличи, сердечная астма и отёк лёгких, инфаркт миокарда
  1. Вызвать врача через посредника
  2. Придать пациенту положение в постели с возвышенным изголовьем
  3. Расстегнуть стесняющую одежду
  4. Обеспечить доступ свежего воздуха
  5. Измерить артериальное давление, пульс и частоту дыхательных движений
  6. Поставить горчичники на затылок и икроножные мышцы, пиявки на сосцевидные отростки, применить горячие ножные ванны
  7. Приготовить к приходу врача: шприцы, капельную систему, гипотензивные средства(25% р-р сульфата магния, 1% р-р дибазола, 2% р-р папаверина гидрохлорида, 0,01% р-р клофеллина, 5% р-р пентамина), 0,9% физраствор, успокаивающие средства(р-р реланиума 2,0), мочегонные средства(р-р лазикса 2,0), бронхолитики(2,4% р-р эуфиллина)
  8. Выполнить назначения врача
  9. Продолжать каждые 15 минут контролировать гемодинамические показатели и об изменениях сообщать врачу

Особенности сестринской деятельности при гипертонической болезни включают изучение проблем больного и предупреждение их развития.

Признаки зависят от степени гипертонии:

  • 1 степень – гипертония без изменений органов в системе кровообращения, глазном дне, почках. Иногда присутствуют головные боли, невротические проблемы, усталость, спутанность сознания, головокружение, носовое кровотечение.
  • 2 степень – неуклонное повышение АД, изменения органов – гипертрофия левого желудочка, почек, изменения глазного дна, незначительные изменения артерий. У пациента присутствуют субъективные трудности, сходные с проявлениями болезни 1 степени.
  • 3 степень – функциональные расстройства в отдельных органах. Сердце – проявления ишемической болезни, инфаркта миокарда, сердечной недостаточности. ЦНС – кровоизлияние в мозг. Почки – нефропатия = уменьшение функции почек. Глазное дно – гипертоническая ретинопатия = геморрагия сетчатки глаза.

В соответствии с проблемами больного составляется план. Сестринский процесс основывается на рисках заболевания – при подозрении на гипертонический криз составляется алгоритм, нацеленный на первую помощь при гипертоническом кризе.

Уход за пациентом

Уход за больным с гипертонией обычно проводится амбулаторно. Госпитализация требуется лишь небольшому проценту пациентов. Стационарный уход рекомендуется при заболевании, устойчивом к амбулаторному лечению, гипертоническом кризе, коронарных осложнениях, дифференциальной диагностике вторичной гипертензии.

Медсестра информирует пациента с режимом лечения, оформляет медицинскую карту. Во время госпитализации медсестра в сотрудничестве с пациентом составляет сестринскую документацию, оказывает необходимую сестринскую помощь в соответствии с потребностями больного.

После оказания неотложной помощи при гипертоническом кризе, проводимой врачом, необходим сестринский уход.

Уход за больным, независимое сестринское вмешательство при гипертоническом кризе:

  • информирование больного (в приемлемой форме) о его состоянии здоровья, возможных осложнениях и необходимых изменениях в рационе;
  • мотивирование пациента активно заниматься лечением, придерживаться установленного терапевтического режима;
  • оценка состояния больного в зависимости от степени его самодостаточности;
  • введение пациенту лекарственных препаратов в соответствии с назначением врача;
  • регулярный контроль физиологических функций больного (определения пульса, показателей давления и др.), их запись;
  • контроль питания;
  • обеспечение безопасности пациента;
  • ведение сестринской документации.

Важен психологический подход медсестры к пациенту, приведение его к позитивному отношению к жизни. При необходимости в процесс лечения вовлекается семья пациента.

При переведении на домашнее лечение самому больному и членам его семьи подчеркивается необходимость регулярного использования лекарственных средств, регулярные визиты к врачу, соблюдение правильного питания, необходимое количество физических упражнений и активного отдыха, регулярные измерения артериального давления (используется любой подходящий для больного тонометр).

Возможные проблемы, предполагающие зависимое сестринское вмешательство при гипертоническом кризе, введение в курс врача, проведение лечения под его непосредственным контролем:

  • одышка из-за сердечной недостаточности;
  • снижение сердечной деятельности из-за сердечного расстройства;
  • болезненные ощущения в органах из-за повышенного давления;
  • нарушение адаптации к изменению образа жизни из-за невозможности принять болезнь;
  • недостаточная осведомленность о болезни и последующих осложнениях;
  • страх, связанный с измерением значений при регулярных проверках;
  • сексуальные расстройства, вызванные побочными эффектами лекарств;
  • устранение синдрома белого халата, в случае его проявления.

При поражении органов, проведение сестринского процесса при гипертоническом кризе, диагностика, лечение исходят из фактического состояния заболевания, конкретного пораженного органа.

Осложнения гипертонической болезни

  1. Нарушение мозгового кровообращения (инсульт)
  2. Острая и хроническая сердечная недостаточность
  3. Инфаркт миокарда
  4. Почечная недостаточность
  5. Нарушения сердечного ритма
  6. Поражение сосудов сетчатки глаза
  7. Гипертонический криз.

Гипертонический криз – внезапное повышение артериального давления, сопровождающееся нарушениями вегетативной нервной системы, усилением всех симптомов болезни, расстройством коронарного , мозгового, почечного кровообращения и повышением артериального давления до индивидуальных высоких цифр.

Сбор информации в ходе первичного обследования

Как и при другой болезни, основной обязанностью медсестры является получение личной, семейной, фармакологической, социальной, профессиональной истории (составление анамнеза). Собирается информация о генетической предрасположенности, принимаемых лекарствах, личных данных, проблемах со здоровьем, условиях труда, стиле жизни (курение, пищевые привычки, степень физической нагрузки), восприимчивости к стрессу.

Медсестра

Также проводится медицинский осмотр в сотрудничестве с участковым (лечащим) врачом (визуально, пальпацией, прослушиванием, постукиванием). Наиболее важная роль медсестры и необходимая часть диагностики – это измерение артериального давления в нескольких положениях пациента (лежа, стоя). Необходимо соблюдение принципов и алгоритма измерения артериального давления!

— ЭКГ ( признаки гипертрофии миокарда левого желудочка сердца)

— УЗИ сердца ( утолщение стенки левого желудочка сердца)

— офтальмоскопия ( на глазном дне отмечается сужение артерий, расширение вен, отёк соска зрительного нерва)

— биохимический анализ крови                                  ( гиперлипидемия вследствие атеросклероза)

— проба мочи по Зимницкому ( изогипостенурия при ХПН)

— общий анализ мочи ( протеинурия, цилиндрурия при ХПН)

Заключение

С каждым годом растет число людей, страдающих от болезней цивилизации. Общество нуждается в разработке концепции санитарного просвещения, которая максимизирует осведомленность о здоровье населения. Важно ознакомление с рисками гипертонической болезни, часто бессимптомной с точки зрения пациента.

Медсестры должны более активно заниматься просвещением общественности. Особое внимание надо уделять профилактике, которая, в первую очередь, предполагает соблюдение здорового образа жизни. Люди должны знать, что на заболеваемость и течение болезни они могут повлиять самостоятельно.

Факторы, влияющие на вариабельность артериального давления

  1. Состояние пациента

Средние изменения АД при различных психо – эмоциональных и физических состояниях  ( по L. A. Clark и соавт. 1987 )

­Пациент должен ровно сидеть, предплечье – лежать горизонтально, плечо – находиться под тупым углом как к туловищу, так и к предплечью

­Измерение должно проводиться не ранее, чем через 2 минуты после того, как пациент занял указанную позу и расслабился

­Все измерения должны проводиться на одной и той же руке, указанной в медицинской карте пациента

­Ширина манжеты должна составлять примерно 1/3 длины плеча

­Нижний конец манжеты должен находиться на расстоянии 2,5 см от локтевой впадины

­Измерение должно проводиться в тихом помещении

­Воздух в манжету накачивается на величину, примерно на 20 мм рт. ст. превышающую систолическое давление; давление в манжете снижается со скоростью 2 – 4 мм рт. ст. в секунду

1.Нефармакологические методы

  • Отказ от курения или снижение числа выкуренных сигарет
  • Снижение массы тела
  • Уменьшение потребления соли до 5 – 6 г/сут.
  • Ограничение потребления жидкости до 1,2 л/сут.
  • Повышение потребление калия до 120 мг/сут.
  • Увеличение потребления кальция до 800 – 1200 мг/сут.
  • Повышенное потребление магния
  • Повышенное потребление растительной клетчатки до 24 мг/сут.
  • Повышенное потребление полноценного белка
  • Витамин С в дозе 500 мг/сут.
  • Уменьшение потребления кофеина
  • Увеличение физической активности
  • Создание оптимальных условий труда и быта
  • Нормализация сна
  • Фитотерапия
  1. Фармакологические методы
  • Диуретики (фуросемид, спироналоктон, верошпирон, индапамин)
  • В – блокаторы (атенолол, тенормин, анаприлин)
  • Антагонисты кальция (нифедипин, верапамил)
  • Ингибиторы АПФ (каптоприл, эналаприл, лизиноприл)

Ситуационная задача

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

Пациентка Н. , 52 лет, доставлена в приёмное отделение больницы бригадой скорой помощи с жалобами на резкую головную боль, сердцебиение, выраженную одышку с затруднённым вдохом, приступ удушья, боли в области сердца, чувство страха смерти.

При объективном обследовании выявлено: пациентка беспокойна, кожные покровы бледные, отмечается акроцианоз, выражение лица испуганное, АД – 260/140 мм рт. ст. , ЧДД – 32 дыхания в минуту, ЧСС – 110 ударов в минуту, тоны сердца приглушены, ритмичные, в месте проекции клапана аорты отмечается акцент 2 тона

Задание:   1. Что, по вашему мнению, случилось с пациенткой?

  1. Выделите настоящие, приоритетные и потенциальные проблемы пациентки.
  2. Сформулируйте сестринский диагноз
  3. Разработайте сестринский процесс для приоритетной проблемы.

Эталон ответа

к ситуационной задаче

  1. Гипертонический криз, осложнившийся острой левожелудочковой недостаточностью по типу «сердечной астмы».
  2. Настоящие проблемы – головная боль, сердцебиение, одышка, приступ удушья, боли в области сердца, чувство страха смерти.

Приоритетные проблемы – повышение АД, приступ удушья

Потенциальная проблема – риск развития отёка лёгких

  1. Повышение АД, приступ удушья у пациентки с гипертонической болезнью
  2. Краткосрочная цель – снизить АД до индивидуальных рабочих цифр, устранить приступ удушья в течение 30-40 минут

https://www.youtube.com/watch?v=ytpress

Долгосрочная цель – к моменту выписки из стационара стабилизировать АД, исключить риск развития осложнений

  1. Планирование сестринских вмешательств
  • Вызвать врача через посредника
  • Придать пациенту вынужденное положение «ортопноэ»
  • Успокоить пациента
  • Измерить АД, ЧДД, ЧСС
  • Провести оксигенотерапию через пеногаситель
  • Наложить венозные жгуты на бёдра
  • Приготовить к приходу врача: мочегонные средства (2,0 – 6,0 р-ра лазикса), успокаивающие средства (2,0 р-ра реланиума), сердечные гликозиды ( 0,05% р-р строфантина 1,0), бронхолитики (2,4% р-р эуфиллина 10,0), наркотические анальгетики (1% р-р морфина гидрохлорида)
  • Выполнить назначения врача
  • Продолжить контролировать каждые 15 минут АД, ЧДД, ЧСС и об изменениях сообщать врачу
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Adblock detector