Синдром аспергера и другие формы аутизма

Вопрос-ответ. Что такое синдром Аспергера и высокофункциональный аутизм?

Пишет Джо (женщина, 36 лет, учительница): “Я знаю, что плохо понимаю мимику и язык тела, из низких результатов тестирования, разработанного Центром исследования аутизма при Кембриджском университете. Иначе бы не догадалась. Однако часто догадываюсь, что от меня что-то ускользает”.

Пишет Пит (мужчина, 49 лет, пенсионер): “Обо мне говорили, что я демонстрирую ограниченную невербальную коммуникацию. Мне трудно добиться понимания, что люди хотят сказать, и я не могу еще и интерпретировать жесты, мимику и интонацию! Я не слишком склонен к многозадачности”.

Пишет Джо: “В разговоре я часто перебиваю и высказываюсь как-то не так. В основном затрагиваю не те темы — со слов окружающих, слишком тяжелые, серьезные, глубокие”.

Пишет Пит: “Да, я не улавливаю признаков того, что устный разговор или переписка сходит на нет, не понимаю, уместно ли начать диалог. Не вижу смысла в светских беседах: в них люди обычно неискренни — например, на вопрос “Как дела?” отвечают “Спасибо, хорошо”, пусть это неправда. Однако любой другой ответ рискует перерасти в разговор, который трудно вести, когда на самом деле тебе нужно, чтобы от тебя отстали, а так сказать нельзя: грубо”.

Пишет Джо: “Я научилась (это путь нелегкий) распознавать и запоминать шутки, метафоры и фразеологизмы в чужой речи. Изредка сама их употребляю, что всякий раз ощущаю как свое огромное достижение. Бывает, не понимаю в разговоре совершенно ничего, и сильно паникую, если слышу, что шутки и т. д. активно употребляют те, с кем я сейчас общаюсь”.

Пишет Пит: “Я предпочитаю говорить точно, мне тяжело выражаться завуалированно. Кроме того, я часто понимаю буквально. Когда юрисконсульт прислал мне черновик моего завещания и предложил, чтобы я внес желаемые изменения, я их внес, но только орфографические и грамматические, не содержательные. Сообразил, когда уже отправил. Я мог бы книгу написать о недоразумениях вроде этого”.

Пишет Джо: “Я ловлю себя на том, что пишу заумно, употребляю сложные языковые конструкции, не зная и не понимая, как так могу”.

Пишет Пит: “Иногда мне трудно рассказать о событии или ситуации, и я употребляю не самое точное слово в надежде, что слушатель тоже не поймет, что имеется в виду. В результате разговор быстро заканчивается, к чему я и стремлюсь, чтобы избежать тревожности, связанной с необходимостью рассказывать полностью”.

Пишет Джо: “У меня много знакомых, но мало друзей, а со мной-настоящей общаются только пара человек. Раньше я очень хотела иметь много друзей и страдала от одиночества, а теперь начинаю понимать, что мне так нравится. Я человек с глубоким внутренним миром, меня тянет к интеллектуальным разговорам, анализу, дискуссиям. Поверхностность меня выматывает. Мне не слишком интересна поп-культура, светские беседы и псевдо-социализация”.

Пишет Пит: “У меня узкий круг добрых друзей. Я не нахожу общего языка с большинством НТ (нейротипиков, то есть не аутистов), предпочитаю общаться наедине или очень маленькими компаниями, но даже при таком раскладе мне нужно часто уединяться на несколько минут. Мне не нравятся многие мероприятия, нравящиеся большинству: в людных пивных и на вечеринках сенсорно перегружаешься”.

Пишет Джо: “Я знаю ожидания социума и так называемые нормы, однако мне бывает трудно применять эти знания инстинктивно. Иерархии в бизнесе и косвенные поведенческие ожидания для меня слишком запутанны. На общественных мероприятиях мне физически некомфортно, и я остро ощущаю свою ограниченность телом: непонятно, как стоять, куда деть руки”.

Пишет Пит: “Я не становлюсь слишком близко к другим, но, кажется, да, у меня нет чутья на так называемое правильное поведение. Кроме того, мне нужно применять что-то вроде контроля качества к темам, которые я хочу затронуть в разговоре. Многое из этого связано с буквальным пониманием — например, при названии “Закон о дискриминации инвалидов” мне первым в голову приходит нечто делающее дискриминацию людей с инвалидностью законной, даже обязательной!”

Пишет Джо: “Когда я работаю совместно с кем-то, я обнаруживаю, что в разговоре много недосказанного, вызывающего у меня неуверенность, поняла ли я то, что подразумевалось. Это особенно заметно, когда меня просят что-то сделать для кого-то еще или вместе с ним, а мелкие задачи берет на себя другой человек и они толком не оговорены”.

Пишет Пит: “Да, меня огорчает, что люди обычно говорят не то, что думают, или меняют свое мнение, или делают не то, что говорят. Мне нужно больше предсказуемости и упорядоченности, а когда планы меняются, я предпочитаю, чтобы меня направляли, а не заставляли плыть по течению. Столик в ресторане и билеты в кино всегда заказываю заранее”.

Пишет Джо: “В течение дня мне часто нужны перерывы в социальном взаимодействии. При длительном взаимодействии (на вечеринках, встречах, в кафе или ресторанах) я физически взбудораживаюсь, морально устаю и не могу сосредоточиться на разговоре. Моей первой реакцией на такое изнеможение будет безмолвие, а в результате я покажусь равнодушной”.

Пишет Пит: “Нам нужно часто замыкаться в себе, чтобы собраться с мыслями, что-то обработать. Многие социальные ситуации просто сенсорно перегружают — их невозможно выдерживать долго. Чтобы сосредоточиться на чем-то сложном, мне нужно, так сказать, войти в аутичный режим. Обсудить проблему с кем-то — это делу не поможет.

Мне нужно воспринять последовательность событий, приведших к ситуации, которую надо разрешить. Потому временами и кажется, что мы ведем себя отстраненно. Когда я, так сказать, в аутичном режиме, другие меня определенно не интересуют. Тогда меня лучше оставить в покое. Раньше я говорил: “Извините, вот для этого мне нужно войти в аутичный режим, оставьте меня с этим наедине”. Теперь не говорю: с подобных слов начинается очередной виток социального взаимодействия, а оно отвлекает.

Пишет Джо: “Я всегда интересовалась чужими побуждениями и зачастую в состоянии учесть разные точки зрения. Тем не менее, мне неясно, как люди испытывают одно чувство или совершают одно действие, когда так много других способов взглянуть на ситуацию! Что до собственных чувств, мне бывает трудно их распознать, а если я зациклена на выявлении своих эмоций, мне тяжело понимать чьи-либо еще”.

Пишет Пит: “Да, я опираюсь на своего рода каталог у себя в голове — каталог мимических и других жестов и привязанных к ним мыслей и чувств. Кроме того, у меня алекситимия (проблема с пониманием, обработкой и описанием эмоций), поэтому я плохо выявляю собственные мыслей и чувства. И, естественно, не понимаю тонкостей, передаваемых невербально”.

Пишет Джо: “Мое так называемое воображение работает только с чужой подачи. Мне очень некомфортно играть со своим малышом в игры, где кем-то себя представляют, и я едва не паникую, когда меня просят поиграть во что-то подобное. Мне тяжело вообразить, как решить новую проблему, и я пользуюсь уже существующими выученными методами, а не развиваю новые идеи. Я бы сказала, что человек я творческий, но воображение у меня небогатое”.

Пишет Пит: “В детстве, играя в “Лего”, я делал геометрические фигуры, а не здания или транспортные средства. Люблю, чтобы вещи были в определенном порядке, всегда мою посуду в одной и той же последовательности, а раньше часами напролет заучивал статистические данные о мотоциклах”.

Пишет Джо: “Должна согласиться. Это проявляется как сильная потребность в структурированности и рутинности повседневной жизни. Тем не менее, поскольку я знаю, что подобная структурированность и рутинность не всегда возможна, не всегда реальна, мне очень трудно организовать ее себе, и меня расстраивает то, что бывает так много возможных исходов! Для меня простор возможностей — нечто неподконтрольное, а потому пугающее”.

Пишет Пит: “Да, но у меня все нормально с альтернативными исходами, пока они для меня предсказуемы, вплоть до наличия перечня вариантов. Однако у меня возникают проблемы, когда исходы совершенно неожиданны — тогда мой мыслительный процесс очень систематичен, и мне нужно воспринимать каждый возможный исход”.

Форма аутизма с развитой устной речью: что важно знать родителям

– приверженность повторяющейся рутине или ритуалам;

– особенности речи и языка, такие как чрезмерно формальная манера речи или монотонная речь, либо буквальное восприятие оборотов речи;

– социально и эмоционально неуместное поведение и неспособность успешно взаимодействовать с ровесниками;

– проблемы с невербальной коммуникацией, включая ограниченную жестикуляцию, недостаточную или неуместную мимику или странный, застывший взгляд;

– неуклюжесть и плохая моторная координация.

Ниже приводится история синдрома Аспергера, согласно NINDS. Мы надеемся, она поможет вам лучше понять это расстройство и значение диагноза для вашего ребенка и семьи.

В 1944 году австрийский педиатр по имени Ганс Аспергер наблюдал в своей практике четырех детей, у которых были трудности с социальной интеграцией. Хотя их интеллект казался нормальным, детям не хватало навыков невербальной коммуникации, способности проявлять эмпатию к сверстникам, и они отличались физической неуклюжестью. Их речь была либо затрудненной, либо излишне формальной, в их разговорах доминировал всепоглощающий интерес к одной-единственной теме.

Наблюдения Аспергера, опубликованные на немецком языке, были практически неизвестны до 1981 года, когда британский врач по имени Лорна Винг опубликовала серию описаний случаев детей со схожими симптомами. Она назвала эти симптомы синдромом «Аспергера». Работы Винг получили большую популярность и широкое распространение.

Синдром Аспергера был признан отдельным расстройством и диагнозом в 1992 году, когда его включили в десятое издание Международной классификации болезней (МКБ-10) – диагностическое руководство Всемирной организации здравоохранения. В том же году диагноз включили в четвертое издание Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-IV) Американской психиатрической ассоциации.

Причины возникновения аутизма

Впервые синдром Аспергера описал в 1944 г. доктор Ханс Аспергер, от фамилии которого и пошло название болезни. Он обратил внимание, что некоторые дети на раннем этапе развития имеют хорошо развитую речь и познавательные способности, но показывают нарушения в развитии двигательной активности и социальной жизни.

По статистике, чаще болеют мальчики, чем девочки, как и в случае аутизма раннего детства. До сих пор не известно, что лежит в основе развития синдрома Аспергера. Считается, что за расстройства спектра аутизма ответственны неврологические нарушения и нарушения развития плода.

Среди возможных причин синдрома Аспергера выделяют:

  • генетические факторы – обусловлено генами, находящимися в хромосомах 3, 4, 11 и геном EN2 на х7;
  • возраст отца старше 40 лет;
  • перинатальные травмы;
  • токсоплазмоз;
  • повреждения центральной нервной системы;
  • детский церебральный паралич;
  • серьезные инфекции.

Стоит отметить, что заболевание как таковое не наследуется, передается лишь предрасположенность к развитию синдрома Аспергера и других расстройств спектра аутизма.

До сих пор ученые не могут сказать однозначно, что вызывает аутизм. Дети с этим
диагнозом рождаются в обычных семьях, в которых чаще всего никогда не было
подобных случаев. Не выявлено и связи с какими-то заболеваниями или
особенностями строения головного мозга. Тем не менее специалисты сходятся во
мнении, что генетика играет важную роль в развитии аутизма, но это не гены, передающиеся
по наследству, а мутации или комбинации генов, формирующиеся на разных этапах
развития.

Виды аутизма

Классификация аутизма в медицине основана преимущественно на
этиопатогенетических факторах, то есть учитывает причины и механизм развития
заболевания. Из-за сходства клинических проявлений все состояния, имеющие
черты, характерные для аутизма, выделили в одну группу – расстройства
аутистического спектра (РАС). В эту группу включены различные патологии
(синдром Каннера и синдром Аспергера), а также аутистические особенности
характера.

Выделяют формы аутизма в зависимости от тяжести проявлений. При легкой форме
нарушения адаптации лишь незначительно ограничивают качество жизни. При выборе
подходящей работы, не требующей постоянного общения с людьми, исключении
стрессовых моментов, пациенты с легкой формой аутизма могут существовать
достаточно комфортно и самостоятельно. Тяжелые формы требуют постоянного
участия других людей.

Лечение детского аутизма

Обучать ребенка, который болеет аутизмом, следует по другим правилам, нежели здорового. Родители должны быть готовы к сложностям, им нужна будет поддержка. Дети, у которых поставлен диагноз аутизм, отдаются в специализированные детские сады, а дома должны проводиться специальные мероприятия, которые сделают минимальными приступы гнева, агрессии, страха, повторяющихся движений.

При наличии у аутиста еще и эпилепсии, должны использоваться обычные препараты против болезни. Психотропными веществами будет сложно излечить присутствующие у ребенка симптомы аутизма. Но если их тяжесть зашкаливает, их величину можно ослабить. Для этого применяются в комплексе с воспитанием, образовательной программой.

Если присутствуют желания наносить себе вред, возникают частые депрессии, повторяющееся поведение, проводится терапия с помощью селективных ингибиторов. Методы лечения аутизма не очень эффективны. Воздействующие на организм ребенка лекарства, стимулирующие излишнюю активность, могут помочь справиться с подвижностью. Но перебарщивать с их употреблением не стоит, ведь может развиться повторяющееся поведение.

Нейролептики могут справиться с повторяющимся поведением, излишней агрессивностью, возбудимостью, но их явные преимущества могут быть омрачены имеющимся списком осложнений. Около 2/3 детей, страдающих аутизмом, приобретают в итоге возможность разговаривать. Но если они не начинают говорить в возрасте около 5 лет, изменений в лучшую сторону ожидать не нужно. В половине случаев со временем исчезает отчужденность, но вместо нее появляется излишний интерес ко всему окружающему.

Необходимо знать, как лечить аутизм и лечится ли аутизм вообще. Для этого определять болезнь в первые годы жизни ребенка. У подростков больных аутизмом, возникают следующие изменения, когда они находятся в подростковом возрасте:

  • в 11-14 лет учащаются припадки;
  • периоды гиперактивности сменяются периодами сниженного интереса к окружению и полной инертностью поведения;
  • ребенок начинает возбуждаться все чаще, иногда перерастая в приступы агрессии;
  • поведение становится временами излишне сексуальным, что может доставить проблемы.

Около 10% детей, которые болели аутизмом, в последствие становятся способны заботиться о себе самостоятельно. Еще меньшая доля имеет друзей, вступает в отношения, становятся родителями. При появлении у малыша к 5 годам речи, повышении IQ, скорее всего родителей ожидает нормальное или умеренное развитие личности.

Многие не знают, можно ли вылечить аутизм. При наличии у ребенка показателя IQ ниже 60 после 10 лет, скорее всего такие личности не смогут развиться нормально и жить в дальнейшем самостоятельной жизнью. Дети или взрослые аутисты, у которых классический аутизм, даже при достойном уровне показателя IQ, развиваются нормально при взрослении только в половине случаев.

Симптомы и первые признаки синдрома Аспергера

Если привести к единому «знаменателю» все признаки синдрома Аспергера, то можно выделить следующие группы симптомов:

  • коммуникативные сложности.

Уже говорилось, что «аспи» имеют большие трудности с интерпретацией мимики и жестов. Это же относится в распознавании тона голоса. Пациентам трудно инициировать разговор или закончить его, они затрудняются, о чём можно побеседовать, а вот поддерживать беседу им значительно легче.

Несмотря на хорошие когнитивные способности, взрослые пациенты и дети являются «буквалистами», и им трудно, или даже невозможно понять отдаленную метафору, скрытый намек, сарказм или шутку в разговоре. Если в беседе с взрослым человеком вы чувствуете, что вам и ему легче общаться, используя строгий стиль, императивные и категоричные суждения, отсутствия двусмысленности и неопределенности – то это характерный симптом синдрома Аспергера;

  • затруднения в постройке социальных связей между людьми.

К этому относится поиск единомышленников, друзей и подруг, а также подбор будущей «второй половинки». Для этих людей закрыт неписаный язык социальных норм – например, он может прийти на вечеринку в строгом костюме, не понимая ее раскрепощенного смысла, говорить о неуместных вещах. В том случае, если попытки к общению неудачны – это вызывает замкнутость и отчуждение.

  • Проблемы с «предугадыванием» и интуицией в общении.

Это часто приводит к затруднениям в общении в коллективе, и часто приводит к тому, что пациент становится «одиночкой». Он может быть прекрасным скрипичным мастером, виртуозным музыкантом или писателем, но в быту он плохо понимает другого человека, не может встать на его точку зрения, и сделать элементарный прогноз, ведь ему недостижима мощная поддержка мимики и языка жестов.

Конечно, все эти дефекты возникают не сразу, и не в один день. Все начинается в детском возрасте. Как можно распознать у ребенка эту патологию?

В детском возрасте понимание у родителей, что с ребенком что – то не так, чаще всего появляются между 4 и 11 годами жизни. Вначале их мало, что настораживает, но затем все отдельные факты «связываются» в одну нить. Так, можно заметить, что:

  • мальчик постоянно ходит в школу, выбирая одну и ту же дорогу, невзирая на то, что на другом пути нет луж;
  • сдвиг школьных предметов, внезапные перемены расписания, и любое отступление от привычки «выбивают» его из колеи;
  • если ребенок привык делать уроки в одно и то же время, то он будет тяготиться даже возможностью пойти в кино в это время;
  • может возникнуть хобби, или страсть, которой ребенок будет отдаваться со всем пылом и жаром, ставя это как сверхценность, причем в ущерб общению;
  • любые сверхсильные раздражители (громкий звук, яркий свет, экзотическая и непривычная пища) могут привести к сильной тревоге. Вот почему для детей, склонных к синдрому Аспергера, поездка с родителями за границу, из снежной зимы в дразнящие тропики могут привести к настоящему нервному расстройству;
  • в некоторых случаях, у детей с синдромом Аспергера возникают трудности с мелкой моторикой, или задержка в речевом развитии, хотя она, в конце концов, разрешается без дефицита.

Таким образом, уже в детском возрасте появляются определенная страсть к порядку в жизни, увлеченность, иногда доходящая до страсти и одержимости, а также невербальные сенсорные трудности, и трудности с мелкой моторикой. Несмотря на это, при обычном течении жизни, дети чувствуют себя в «своей тарелке», несмотря на выраженный дефицит общения со сверстниками.

Они не испытывают радости от переживаний других детей, их способность к сопереживанию очень низкая. Так, они могут не участвовать в групповых играх, не проявлять инициативы в школе, и казаться «троечниками». Но, стоит только появиться на горизонте предмету, который входит в хобби (например, астрономия), то тут же выясняется, что такой ученик все и всегда знает лучше учителя.

Симптомы и первые признаки синдрома Аспергера

Люди с синдромом Аспергера, обладают гораздо лучше развитыми познавательными и речевыми способностями, чем люди с аутизмом. Их интеллектуальный потенциал облегчает лечение и выполнение повседневных обязанностей.

Синдром Аспергера проявляется проблемами с принятием изменений, ограниченной гибкостью мышления, навязчивыми интересами, но отсутствием нарушений развития речи.

«Аспергеры» демонстрируют лучшую социальную адаптацию, чем люди с аутизмом. Симптомы менее тяжелые, чем при аутизме раннего детства. Во взрослой жизни людей с синдромом Аспергера часто принимают за для неудачников, «уродов» и чудаков.

К симптомам синдрома Аспергера относят:

  • нарушение общественных отношений, нежелание работать в группе;
  • нарушения языка – речь жесткая, педантичная, неспособность понимания скрытых смыслов, буквальное чтение сообщений, необычный стиль изложения и интонация голоса;
  • узкие и конкретные, ограниченные одной областью знаний, интересы;
  • повторяющееся и рутинное поведение;
  • проблемы с невербальной коммуникацией – избегание зрительного контакта, скудная мимика и жесты, избегание близости;
  • отсутствие эмпатии, неумение чтения языка тела других людей;
  • иногда, но не всегда, двигательная неуклюжесть, диспраксия.

Отличительной особенностью синдрома Аспергера является навязчивое поведение. Лица с таким расстройством могут интересоваться только одной областью знаний, например, математикой, астрономией или географией. Также они хорошо запоминают расписание поездов, благодаря развитой способности механического запоминания.

Их интересы могут концентрироваться вокруг сбора или укладки вещей в определенном порядке. Они любят постоянство окружающей среды, и крайне насторожено относятся к переменам. Ведут упорядоченный образ жизнь, в соответствии с определенными схемами, недостаточно гибкими.

Люди с синдромом Аспергера имеют трудности в ведении беседы, основанной на обмене мнениями, так как стремяться вернуться к теме, которая их интересуют. Они не понимают шуток или смеются в неподходящий момент.

Их речь слишком педантична, лишена идиом и разговорной стилистики. Они говорят словно читают руководства. Могут использовать словесные кальки, а в детстве наблюдаются проблемы с отличением личных местоимений (я, ты, она, они, мы).

Люди с синдромом Аспергера понимают все сообщения в буквальном смысле, могут не понимать переносных значений. У них наблюдаются нарушения сенсорной интеграции – неадекватно реагируют на стимулы окружающей среды.

Синдром Аспергера — одна из форм аутизма, самая легкая, если так можно выразиться. Это расстройство сказывается на поведении человека, его восприятии мира и процессе формирования отношений с окружающими. Люди с синдромом Аспергера испытывают сложности в трех областях: коммуникации, взаимодействии и социальном воображении.

Проще говоря, мы плохо понимаем социальные знаки, расшифровка которых для других является естественным процессом: нам тяжело считывать тон голоса, выражение лица собеседника, воспринимать намеки. Кроме того, мы испытываем сложности с тем, чтобы донести до собеседника собственные эмоции невербально, проявляем эмоции не всегда понятным для окружающих образом и имеем сниженные способности к эмпатии. Симптомы у разных людей могут быть выражены по-разному и проявляться в различной степени.

Носители синдрома Аспергера — это люди с сохранным интеллектом, более того, часто их интеллектуальное развитие выше среднего, особенно в детстве. При этом однако часто есть сложности в обучении: это связано с неспособностью понять и принять нормы поведения в школе. Кроме того, аутизму часто сопутствуют синдром дефицита внимания и гиперактивности, обсессивно-компульсивное расстройство, дислексия и так далее.

Лично мне никогда официально не диагностировали дополнительных расстройств, однако у меня определенно существует прозопагнозия — лицевая слепота. Я с трудом запоминаю лица, испытываю трудности с узнаванием даже тех людей, кого вижу часто. Однажды я не узнала собственного папу, который догнал меня по дороге от метро.

Также мне сложно узнавать себя на фотографиях. В основном я ориентируюсь по дополнительным признакам: одежда, прическа, конкретные жесты, голос. Здесь очень помогает свойственное людям с аутизмом внимание к деталям, некая зацикленность на мелочах. Я автоматически запоминаю гардероб своих коллег, их прически, манеру держаться.

В прошлом у меня также были признаки ОКР — все свои действия я просчитывала, все движения повторяла определенное количество раз, считала шаги, останавливаясь после определенного количества. Это связно с повышенным уровнем тревожности. Симптомы почти сошли на нет, когда я научилась жить со своим аутизмом. Но это был длительный процесс.

Синдром Аспергера — скрытая дисфункция, то есть нельзя понять по внешнему виду человека, что у него аутизм. Велика вероятность того, что аспи, как мы обычно себя называем, есть и среди ваших знакомых. Я не скрываю свой диагноз от близких и коллег, и меня иногда спрашивают, почему синдром Аспергера при его кажущейся безобидности относят к аутизму.

Дело в том, что мне и другим людям с СА никогда не стать такими, как нейротипики — так мы называем тех, кто не в спектре. То есть мы не сможем посмотреть на мир вашими глазами — даже в самые лучшие и спокойные дни. Обычное восприятие мира нам недоступно. Зато мы можем доходить до состояния, свойственного «классическим аутистам»: из-за стресса и эмоциональной перегрузки с нами случаются истерики с полным отключением от реальности, в худшие периоды мы можем надолго переставать разговаривать и часами сидеть на одном месте, раскачиваясь из стороны в сторону, глядя в одну точку.

Мир человека с аутизмом, даже высоконфункциональным, в сто раз громче мира обычного человека, и речь идет не только и не столько об аудиальной стороне. Представьте, что вы увеличили звук в колонках на максимум и басы гудят прямо вам в ухо, при этом вы вовсе не на рейве в «Рабице», а пытаетесь перед работой почистить зубы и заварить чай.

Примерно так все и чувствуется, когда ты в аутистическом спектре. Мозгу требуется больше усилий, чтобы обработать входящую информацию: звуки, запахи, визуальные данные, тактильные ощущения, даже самые простые — от одежды, движения и температуры воздуха. В процессе, как правило, надо с кем-то разговаривать, взаимодействовать и даже решать конфликтные ситуации. Если вы, конечно, не выбрали путь полного уединения и ухода от мира.

Очень часто синдром Аспергера не диагностируется до школьного возраста. В отличие от аутизма синдром Аспергера определяется, главным образом, по социальному взаимодействию ребенка. У детей с синдромом Аспергера развитие речи происходит типично, их словарный запас часто бывает выше среднего. Тем не менее, вы можете заметить, что когда ваш ребенок взаимодействует с другими людьми, он или она с трудом или неуместно используют свои речевые навыки.

Из-за своевременного овладения речью симптомы синдрома Аспергера в раннем возрасте трудно отличить от других нарушений поведения, таких как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В результате вашему ребенку первоначально могут поставить диагноз СДВГ, пока проблемы, связанные с неспособностью к социализации, не выходят на первый план.

– ребенок очень редко взаимодействует с другими людьми или ведет себя неадекватно в социальных ситуациях;

– «роботоподобная» или повторяющаяся речь;

– навыки невербальной коммуникации ниже среднего, в то же время навыки вербальной коммуникации средние или выше среднего;

– склонность говорить скорее о себе, чем о других;

– неспособность понять темы или фразы, которые считаются «общеизвестными»;

– недостаточный контакт глазами или обмен фразами во время разговора;

– одержимость специфическими и необычными темами;

– односторонняя манера разговора;

– неловкие движения и/ или манеры.

Одна из самых заметных и определяющих черт синдрома Аспергера – это чрезмерная увлеченность какой-то одной темой. Это могут быть простые вещи – например, холодильники или погода – или сложные темы вроде правления президента Франклина Делано Рузвельта во время Великой депрессии. Дети проявляют повышенное внимание к этим темам, они стремятся к тому, чтобы узнать всё, что только возможно, об этом предмете – все возможные факты и детали.

В результате они становятся настоящими экспертами в своей любимой области. Дети с синдромом Аспергера могут имитировать односторонние разговоры с другими, при этом они говорят только про факты, которые связаны с их интересом. Они могут даже не представлять, как говорить о чём-то еще, либо они не способны слушать и понимать ответы собеседников. Ваш ребенок может не понимать, что его или её собеседники уже давно перестали слушать или ничего не понимают в этой теме.

Другой симптом синдрома Аспергера – неспособность понять действия, слова или поведение других людей. Люди с синдромом Аспергера очень часто не понимают юмор или скрытые смыслы определенных фраз или действий других людей. Жесты или выражения лица – например, улыбка, нахмуренное выражение или жест «иди сюда» – могут не иметь смысла для ребенка с синдромом Аспергера, потому что он не может понять невербальные знаки.

Из-за этого социальный мир кажется ему или ей очень запутанным и утомительным. Более того, люди с синдромом Аспергера испытывают трудности с тем, чтобы посмотреть на ситуацию глазами другого человека. Из-за этой неспособности им трудно предсказывать или понимать действия других людей. Кроме того, людям с синдромом Аспергера часто, хотя и не всегда, трудно регулировать свои эмоции.

Людей с синдромом Аспергера может отличать необычная или неловкая манера речи. Они могут говорить слишком громко, монотонно или со странным акцентом. Этим людям трудно понять социальные ситуации, и в результате они не знают, какая тема для разговора или манера речи подходит для конкретной ситуации или является неуместной. Например, ребенок всегда говорит очень громко, он заходит в церковь и продолжает говорить очень громко, не понимая, что нужно говорить тише.

Как распознать аутизм?

Уже достаточно перечислено, чтобы понять основные клинические признаки этого состояния. Но так называемый «золотой стандарт» диагностики синдрома Аспергера обычно базируется на следующих критериях:

  • клиническое исследование;
  • интервьюирование родителей;
  • беседы и игры с ребенком.

Родители должны знать, что у многих детишек с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности) впоследствии выставляется диагноз (во всяком случае, на Западе) синдрома Аспергера.

Все стандартные методики разработаны для детей, а не для взрослых, поэтому постановка диагноза у взрослых требует серьезной работы, и часто требует опроса многих людей и вникания во многие ситуации. Это приводит к значительным трудностям.

Лечение синдрома Аспергера — что делать?

Никакого специфического лечения, так же, как и специфических лекарств, не существует. Просто из детей эти пациенты превращаются во взрослых людей, с теми же проблемами. Может случиться так, что эти люди находят себя, любимое занятие и семью, и становятся счастливыми и востребованными.

В основном, лечение сводится к снижению психотравмирующей ситуации, и к попыткам повысить качество жизни пациентов и их социальную адаптацию. Большая сложность в том, что нужен строго индивидуальный подход к каждому пациенту, поскольку у каждого – «свой синдром Аспергера».

Значительную помощь оказывают индивидуальные и групповые тренинги у детей и взрослых, управление своим поведением, своевременная диагностика стрессов и депрессий. В старшем возрасте и у взрослых показано проведение социальных тренингов, направленных на овладевание определенной профессией, чтобы избежать ошибок.

Что касается приема лекарств, то их просто не существует, как не существует лекарства, способного «медведя» на балу превратить в галантного, пылкого и любезного кавалера, пользующегося неизменным успехом у дам. Симптомы лежат далеко за пределами соматических расстройств, и помогать они могут только при коморбидных состояниях – например, при лечении тревоги и депрессии.

Однако, при этом, в силу сложностей общения, эти пациенты могут не ставить в известность о результатах терапии и побочных эффектах лекарств. Недаром при исследовании лекарственных препаратов на добровольцах никогда не берут аутистов (если речь не идет о специальных исследованиях). Слишком мала достоверность и полнота информации, полученная от них, хотя нет сомнений в их искренности и желании помочь.

Прогноз и опасность

Утешает, что однажды развившись и появившись, синдром Аспергера не прогрессирует, а напротив, его активность и суммарная дезадаптация с возрастом снижаются. Человек «обтесывается» в быту. Правда, у этих пациентов остается повышенный фон развития депрессии и тревоги, но он может поддаваться определенной коррекции.

Многие подростки с этим диагнозом учатся в обычных классах, и более того – могут стать лауреатами Нобелевской премии, выдающимися специалистами в области точных наук. Одновременно с этим, молодежь с синдромом Аспергера часто бывает обескуражена неудачами в попытке построить долгие отношения. Высок риск суицида в состоянии аффекта, риск появления сопутствующих аддикций – например, алкоголизма.

Не до конца изучен вопрос о частоте появления признаков синдрома Аспергера у детей в семьях из родителей с этим же диагнозом. Инвалидность при синдроме Аспергера не ставится, поскольку стойкой утраты нетрудоспособности и обслуживания себя в быту не наблюдается. В некоторых профессиях, которые требуют определенных навыков, эти люди оставляют далеко позади всех здоровых специалистов.

В заключение нужно сказать, что в настоящее время в развитых странах мира проводится движение в поддержку того факта, что синдром Аспергера, как и аутизм вообще – это просто разнообразие мышления, или просто другой его стиль. Многие успешные взрослые с синдромом Аспергера вполне довольны своей жизнью, и вовсе не хотят никаких ее изменений.

Если вернуться к началу этого рассуждения, то следует снова вспомнить молодость этого диагноза. В средневековье вряд ли вообще заметили бы наличие такого отклонения у какого-то человека или посчитали бы это особенностью характера. Пожалуй, даже в начале предыдущего века вряд ли кто-то стал бы размышлять, нужно ли человеку с синдромом Аспергера лечение, его просто сочли бы «ботаником» или своеобразным.

Теперь ситуация обстоит немного по-другому, и дети, склонные к шалостям, наделяются диагнозом СДВГ, а те, которые сторонятся других, — синдромом Аспергера. При этом люди с синдромом вполне могут нормально существовать в обществе, несмотря на указанные ранее симптомы. Более того, они способны становиться выдающимися людьми в различных областях и не несут вреда ни окружающим (разве только катастрофически не понимают юмор), ни себе.

Отсюда возникает весьма логичный вопрос: не является ли подобное лечение уничтожением гения (как минимум потенциального) в обмен на получение «нормального» человека и является ли оно целесообразным. В обмен на нормальную социальную адаптацию и, к примеру, умение понимания юмора может утрачиваться способность к каким-то интеллектуальным достижениям.

На данный период психологи могут использовать различное сочетание стандартных тестов, которые могут дополняться анализом анамнеза и общения с ребенком.

Эти тесты всегда исследуют три группы факторов, которые характерны для Аспергера: интеллект, воображение, сенсорная чувствительность.

Также есть сугубо специализированные тесты:

  • ASSQ — для детей с 6, исследует проявления аутизма через оценку ребенком изображений и характера персонажей;
  • RAADS-R — для взрослых, исследует реакции на ситуации и выявляет социофобию и подобные отклонения;
  • Aspie Quiz — опросник для взрослых;
  • TAS-20 — определяет дефицит эмоций у детей и взрослых;
  • Торонтская шкала — исследует ощущения и способность интерпретировать метафоры.

Из медикаментов используются различные седативные препараты, которые способны снизить уровень нервозности. Могут использоваться антидепрессанты. Медикаментозное лечение не всегда актуально.

Люди с этим синдромом способны вылечить, а точнее немного поменять себя сами. Они в большинстве своем обладают развитым интеллектом и, если сами получат подробное объяснение собственного недуга, поймут свои отличия, то смогут лучше адаптироваться к ситуации. Тут может помочь психотерапевт, который поможет таким людям лучше адаптироваться к меняющимся условиям, воспринимать перемены и действовать в социуме.

Если давать ответ на вопрос из предыдущего параграфа, то умеренное лечение тут не способно уничтожить гениальность, но способно сделать людей с синдромом более приемлемыми для социума. К примеру, они могут понять спектр чувств и характерные реакции других людей, обучиться реагировать и действовать более лояльно и деликатно по отношению к остальным, а также корректировать собственные реакции, исходя из более целесообразного восприятия мира.

Вылечить синдром Аспергера и любую другую форму аутизма невозможно, но
существуют способы, помогающие больным адаптироваться к жизни.

Гораздо важнее научить человека жить с диагнозом аутизм. На это направлены
многочисленные психологические методики лечения аутизма у взрослых и детей. Например,
правила поведения в обществе, которые непонятны аутистам, они могут просто
выучить. То же самое относится и к распространенным фразеологизмам и афоризмам,
используемым другими людьми в повседневной жизни. С их помощью пациенты учатся
справляться с возникающими из-за наличия заболевания проблемами, становятся
более адаптированы к жизни в обществе.

https://www.youtube.com/watch?v=aaXLGGh5AXg

Существуют специальные центры, пока немногочисленные в нашей стране, где
оказывается помощь и психологическая поддержка больным с аутизмом и синдромом Аспергера.
Наибольшее значение имеет отношение близких людей. Если с детского возраста
родители занимаются с ребенком, развивают его слабые стороны, то во взрослую
жизнь он может войти подготовленным и достаточно самостоятельным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Отправить ответ

  Подписаться  
Уведомление о
Adblock detector